Ваш регион — Москва и Московская область

Ваш регион — Москва и Московская область

Зависит ли тормозной путь от шин?

Зависит ли тормозной путь от шин?

Тормозной путь зависит от скорости, массы авто, состояния дороги и температуры окружающей среды.

А как же свойства шины автомобиля? Что покажет сравнение тормозного пути на разных шинах при одинаковых условиях эксперимента? И что случится при изменении исходных условий, например, погоды, температуры и типа дорожного покрытия? Заинтригованы?

Свойства шипованных и нешипованных шин

По зимним дорогам запрещено передвигаться на летних шинах. Резина на морозе черствеет, вследствие чего уменьшается ширина пятна контакта с дорогой – потеря эластичности означает отсутствие должного уровня сцепления с дорожным покрытием, что приводит к резкому увеличению тормозного пути. Поэтому в зимний период на машину ставят максимально мягкие автошины. Эти покрышки могут быть гладкими и шипованными.


У гладких (фрикционных) автошин есть неформальное прозвище — липучки. Оно объясняется готовностью «прилипнуть» к микронеровностям асфальта, обледеневшей дороги или накатанного наста. Высокая эластичность сокращает тормозной путь зимних шин-липучек, однако этот параметр ограничивается требованиями по износостойкости изделия. Чрезмерно мягкие и «липкие» нешипованные покрышки сгорают буквально за пару зимних сезонов, причем на гладких поверхностях (без микронеровностей) эффективность такой резины можно поставить под сомнение.

В тело шипованных покрышек для зимы вставляется от 120-130 до 190-200 шипов, конечное значение зависит от диаметра и ширины шины. Во время движения по льду и насту шипованная резина цепляется за дорогу металлическими шипами, которые вдавливаются в покрытие на всю ширину и длину весом авто и центробежной силой вращаемого двигателем колеса. Прилипать к зимним дорогам таким автошинам не нужно, поэтому производители зимней шипованной резины могут игнорировать высокую эластичность в угоду максимальной износостойкости, однако при высокой твердости дорожного покрытия шипы могут преподнести несколько неприятных сюрпризов.


Зависимость тормозного пути от погоды

Тормозной путь находится в прямой зависимости от уровня сцепления шины и дорожного покрытия. В свою очередь уровень сцепления находится в зависимости от коэффициента шероховатости дорожного полотна. А капризы зимней погоды делают с этим коэффициентом все, что пожелают. И если пренебречь сравнением скорости торможения и массы авто, то тормозной путь любой автошины будет зависеть именно от погоды, а точнее — от уровня влажности. Ведь после снегопада или дождя у дороги изменится и шероховатость, и уровень сцепления с автошиной.

Давайте разберемся, как на эти изменения отреагирует шипованный и нешипованный протектор:

  • У нешипованной шины изначально высокая адгезия к дорожному полотну и сверхвысокий уровень сцепления с шероховатой поверхностью, поэтому она перенесет уменьшение этих характеристик с минимальными потерями. В итоге, нешипованный вариант выдаст максимально короткий тормозной путь на залитой дождем асфальтированной дороге, но не сможет повторить такой результат на мокром снегу или при гололеде.
  • У шипованной резины низкая адгезия, но высокий уровень сцепления, который увеличивается с размягчением дорожного покрытия – шипу проще воткнуться в подтаявший лед или размокший наст на всю ширину и длину. В итоге шипованный вариант гарантирует максимально короткий путь торможения по гололеду или снежной каше, но не по мокрому асфальту.

Подобную зависимость подтверждают результаты сравнения автошин любых производителей. При одинаковой ширине и диаметре нешипованные шины чувствуют себя на мокрой асфальтированной дороге намного увереннее шипованного варианта, который вырывается вперед при сравнении результатов торможения на мокром снегу.

Зависимость тормозного пути от температуры воздуха

Преимущества шипов позволяют отказаться от чрезмерно мягкой зимней резины, поэтому на сильном морозе покрытые шипами покрышки теряют часть сцепления с дорожным полотном за счет потери эластичности. У нешипованного протектора сцепление с полотном зависит от эластичности, такая покрышка изготавливается максимально мягкой и не черствеет даже при сильных морозах. Подобная зависимость приводит к очень интересному результату:

  • при температурах выше -20 °C минимальный путь торможения демонстрирует шипованный вариант (разница в 15-30% по сравнению с покрышкой без шипов);
  • при температуре ниже -20 °C самый короткий тормозной путь показывает нешипованная покрышка (по сравнению с покрытой шипами моделью одинаковой ширины и диаметра).


Такой результат объясняется не только «липкостью» фрикционных автошин, но и физическими характеристиками льда. При температурах ниже -25 °C поверхностная твердость льда увеличивается в несколько раз (по сравнению с показателями воды, замерзшей при температурах до -20 °C). В итоге, шипы не могут пробить лед и выдавливаются не в дорогу, а в покрышку. И если диаметр и ширина покрышки с шипами совпадают с аналогичными параметрами нешипованного варианта, то липучка демонстрирует более высокое сцепление с дорогой, по сравнению с покрытой шипами моделью. А зависимость тормозного пути и сцепления мы уже обсуждали при разборе особенностей торможения при разной погоде.



Зависимость тормозного пути от типа дорожного покрытия

Зависимость результатов торможения от типа дорожного покрытия — весомый фактор. Причем зимой водителю встречаются четыре типа покрытия, каждый из которых «любит» свою разновидность зимней резины:

  • Сухой асфальт предпочитает липучки — при достаточной ширине протектора и обилии ламелей они дают большое пятно контакта, повышающее сцепление и улучшающее результаты торможения по сравнению с шипованным вариантом.
  • Мокрый асфальт «дружит» с липучками и не переносит шипованных шин. Результаты торможения на фрикционных покрышках не идут ни в какое сравнение с использованием шипованной модели.
  • Накатанный наст предпочитает шипованный вариант, но после оттепели — основной причины появления микронеровностей — по такой дороге можно ездить и на фрикционных покрышках со скандинавским протектором.
  • Гололед поддается только шипованной зимней резине — липучкам на такой дороге делать нечего.


Выводы

Зависимость тормозного пути от скорости и массы авто, коэффициента трения дорожного покрытия влияют на время остановки транспортного средства. Причем единственным верным союзником водителя автомобиля при торможении выступает только шина. Скорость и масса образуют импульс силы, играющий против авто, а состояние дороги и температура могут быть и помощниками (в хорошую погоду), так и противниками (при обледенении дорожного покрытия).

Хотите победить скорость и массу, не обращая внимания на сюрпризы зимней дороги — выбирайте правильные липучки или качественные шипованные шины, например, такие как Goodyear UltraGrip Performance+.