Ваш регион — Москва и Московская область

Ваш регион — Москва и Московская область

Шины и аквапланирование — как выйти сухим из воды

Шины и аквапланирование — как выйти сухим из воды

Аквапланирование на зимних шинах — это не новый вид Олимпийских дисциплин, а крайне опасная дорожная ситуация, исход которой зависит от мастерства водителя и качества покрышек.

И если вы не хотите спланировать на больничную койку или в авторемонтную мастерскую, вам стоит купить хорошие шины и приобрести специфические навыки вождения до того, как ваше авто заедет в лужу глубиной более 10 сантиметров.

Как возникает эффект аквапланирования

Эффект планирования по залитой водой дороге проявляется при избытке жидкости в пятне контакта шины и дорожного покрытия. Аквапланирование провоцирует гидродинамический клин под колесом

Эффект гидродинамического клина объясняется неспособностью шины продавить воду до твердого покрытия. Разогнавшись до приличной скорости, автомобиль формирует импульс огромной силы, трансформирующий свойства жидкости. Вода теряет эластичность, сопротивляясь вторжению колеса с решительностью бетона. После чего ранее устойчивый автомобиль превращается в брошенный умелой рукой камень, который скользит и подпрыгивает по поверхности лужи.

Чем выше скорость движения и глубина лужи — тем больше подъемная сила клина. Кроме того, провокатором эффекта аквапланирования выступает слишком большой износ шин. Опытным путем было установлено, что на скорости 125 км/час 8-миллиметровый протектор сохраняет до 47% от «сухого» значения пятна контакта. Если глубину снизить до 4 миллиметров, то от зоны соприкосновения останется 11%, а сильно изношенная шина (протектор менее 1,6 мм) превращает недавно устойчивый автомобиль в морской катер.


Симптомы аквапланирования

Самым известным симптомом планирования является эффект «легкого руля». В опасный момент водитель чувствует необычайную отзывчивость рулевого колеса. Пережившие это приключение очевидцы сравнивают ощущения с зависанием автомобиля над пропастью, когда передние колеса поворачиваются без какого-либо сопротивления.

Однако этот симптом заметен только водителю. Оказавшиеся поблизости от места происшествия участники дорожного движения и пешеходы отмечают другой симптом — появление пенистой водной массы (буруна), отходящей от передних колес. Причем бурун можно увидеть не только в летний период, богатый на дождливую погоду. Этот сюрприз преподносят и зимние дороги, покрытые снежной кашей.


Что делать при аквапланировании — пошаговая инструкция

  1. Зафиксируйте руль в текущем положении — гидравлический клин живет недолго, поэтому, после восстановления пятна контакта, вывернутое в сторону колесо спровоцирует резкий занос или опрокидывание автомобиля.
  2. Снимите ногу с педали газа — вам нужно сбросить скорость, но не рывком, а максимально плавно, стараясь избегать резкого торможения. Если вы ударите по тормозу — вам не удастся избежать последствий заноса.
  3. Сохраняйте спокойствие и будьте готовы «подхватить» управление после того, как стихия отпустит вашу машину. Планирование — дело секундное. Во время зимнего или летнего сезона оно не длится дольше пары мгновений
  4. После восстановления пятна контакта — вы почувствуете это, когда ваш руль снова «потяжелеет» — отработайте стандартную реакцию на занос. Только постарайтесь не делать ошибки новичков, упуская момент выхода из заноса с вывернутым в левое или правое положение рулем. В этом случае вас сорвет в ритмический занос, опасный и на летней, и на зимней дороге.

Как избежать аквапланирования

Во-первых, вам понадобятся максимально устойчивые покрышки, рассчитанные на контакт с мокрой дорогой. В летний период это могут быть просто новые автошины или покрышки, глубина протектора которых не стерлась ниже 4 миллиметров. В зимний период на роль устойчивой резины могут претендовать только «липучки» с протектором скандинавского типа. Они реагируют на воду не хуже, чем летние шины — обилие ламелей высушивает пятно контакта с эффективностью пылесоса.

Во-вторых, вам стоит убедиться в том, что качество шин (глубина их нарезки) соответствует нормам. Если ваша нарезка меньше 1,6-2,0 миллиметра — что делать в этом случае вам не подскажет даже самый опытный инструктор. От аварии после выхода из планирования на «лысых» шинах вас не спасет даже чудо.

В-третьих, желания «полихачить» на дороге стоит избегать даже при сухой погоде, после дождя или мокрого снега вам не нужно разгоняться свыше 80-100 км/час. Кроме того, в плохую погоду необходимо отказаться от езды по лужам. Ведь вы не можете оценить их глубину.

В четвертых, в богатое на дождь и мокрый снег межсезонье вам стоит контролировать давление в шинах как можно чаще – проверку необходимо делать с периодичностью в 2-4 недели. Спущенная или перекаченная автошина теряет пятно контакта с дорогой на скорости 80-100 км/час. Правильно накачанное колесо позволяет побороться за жизнь и здоровье даже на скорости 125 км/час.