Ваш регион — Москва и Московская область

Ваш регион — Москва и Московская область

Ходовая: улучшаем управляемость

Содержание статьи

    Ходовая часть автомобиля важный элемент, отвечает за многие процессы, связанные с динамикой, комфортом, управляемостью, тормозным путем машины.

    Модернизация подвески автомобиля — усовершенствование штатных элементов, улучшение ездовых качеств. Заводская версия должна полностью удовлетворять водителя со стандартными запросами. Инженеры-конструкторы разрабатывают ходовую с учетом задач, стоящих перед автомобилем. Машина для повседневного использования имеет мягкую подвеску, которая обеспечивает плавный ход, комфортную езду, размеренное прохождение поворотов. На высокой скорости автомобиль с такими настройками ходовой сложно удерживать на траектории, управляемость снижается. Необходимо выполнять модернизацию ходовой части машины.

    Благодаря жестким настройкам машина увереннее себя чувствует на дороге, прохождение поворотов возможно на большей скорости, чем в базовой комплектации. При этом тюнинг ходовой подразумевает замену стоковых узлов и элементов на другие, более дорогие и производительные. Поэтому стоит оценить свои возможности, прежде чем приступать к модернизации. Существует много разных способов улучшить переднюю подвеску, настроить ходовую. Определите цели, которые вы хотите достигнуть при помощи модернизации. Вполне может быть достаточно небольших изменений, менее затратных и не предполагающих серьезных изменений в конструкции штатной системы.

    Что такое подвеска

    Прежде чем приступить к тюнингу, необходимо разобраться, что же это такое. Система подрессоривания — это все механизмы и узлы, которые входят в состав шасси автомобиля и соединяют последний с дорожным покрытием.

    Функции:

    • соединение колес с кузовом (рамой);
    • передача крутящего момента и сил, возникающих при взаимодействии с дорожным полотном;
    • обеспечение плавного хода машине при помощи смещения на допустимую величину колес относительно рамы.

    Все элементы и узлы делятся на несколько категорий: упругие, направляющие и демпфирующие. Первые обеспечивают передачу вертикальных сил реакции, связанной с наездом на неровности дороги. Вторые передают боковые (продольные) силы, связывают колеса с основной конструкцией автомобиля. Амортизаторы (демпферы) гасят возникающие в связи с неровностями дороги колебания.

    Компоненты

    Компоненты ходовой части зависят от типа подвески:

    • пружины и рессоры — относятся к группе упругости, служат для сглаживания колебаний, возникающих из-за неровностей дороги;
    • рычаги и тяги — относятся к категории распределяющих элементов, они крепятся непосредственно к кузову автомобиля, передавая силу;
    • демпферы или амортизаторы — для противодействия силам упругости, бывают разных видов, в том числе масляные, пневматические и так далее;
    • штанги — устройство для поперечной устойчивости, элемент комплекса механизмов, для распределения нагрузки во время поворотов и других маневров;
    • крепежные элементы — сайлентблоки, шаровые опоры и другие узлы.

    Виды подвесок

    С момента создания первого автомобиля подвеска претерпела серьезные изменения, превратившись в сложную систему элементов, обеспечивающую плавность хода. Сейчас активно используются несколько разных видов ходовой.

    McPherson — разработка принадлежит автомобильному конструктору Макферсону. Используется уже более 50 лет. Благодаря доступности их используют разные производители автомобилей. Совершенство этого типа сомнительно, однако благодаря простоте и доступности ходовая весьма популярна.

    Двухрычажная подвеска — еще один вариант подвески, в котором направляющий элемент в виде рычажных устройств. Бывает разных типов в зависимости от вида качения — продольной, поперечной, диагональной.

    Многорычажная — усовершенствованный вариант предыдущего вида. Обеспечивает высокую плавность хода, маневренность. Используется на автомобилях более высокого класса.

    Торсионно-рычажная система — в этом варианте пружины заменены на торсионы. Подвеска очень эффективна, позволяет сделать настройки в зависимости от особенностей вождения.

    Задняя зависимая подвеска — известный в нашей стране вариант, использовались пружины и продольные рычаги. Достоинства — отличная управляемость, недостаток большой вес задней балки. Вариантом приведенного типа подвески является полузависимая задняя.

    Стоит назвать подвеску с качающимися полуосями, на продольных рычагах, с продольными и поперечными рычагами (в том числе с двойными), адаптивная и так далее.

    Способы доработки каждого из приведенных типов разные и зависят от конструкции.

    Что нужно учесть

    Приступая к тюнингу ходовой, определите основные цели. Если цель повысить плавность хода — то решение одно, если сделать ходовую жестче — другое. Между плавностью хода и управляемостью обратная зависимость. Необходимо найти тот баланс, который обеспечит комфортную езду и одновременно острую реакцию на движение рулем.

    К основным параметрам, которые отвечают на вопрос, как сделать подвеску жестче, относятся демпфирование, кинематика, вертикальная и угловая жесткости.

    Популярные модели шин

    Демпфирование подвески

    Демпфером служит амортизатор. Основная задача — не дать пружине резко распрямиться после контакта колеса с неровностями на дороге. Работа амортизатора связана с жесткостью пружины по принципу, чем жестче последняя, тем большая эффективность требуется от демпфера.

    Подбор амортизаторов обеспечивает необходимый эффект. Учитывайте их характеристики в разных ситуациях. Прогрессивные демпферы отлично работают на неровностях, но могут привести к раскачке автомобиля. С другой стороны, они позволят сделать машину более отзывчивой на работу руля.

    Кинематика подвески

    Плохая кинематика подвески влияет на управляемость. Увеличивается жесткость, снижается ход. Улучшение кинематики добиваются модернизацией пружин — устанавливают короткие и жесткие, подбирают амортизаторы. Улучшение управляемости автомобилем достигается уменьшением дорожного просвета. При этом тюнингу подвергаются не только пружины. Ремонт задней подвески выполняется путем замены стандартной растяжки, меняются сайлентблоки на полиуретановые или стальные шарниры. Модернизация завершается выставлением новых углов установки колес.

    Угловая жесткость

    Влияет на устойчивость и управляемость автомобилем, особенно при прохождении поворотов на высокой скорости. Центробежная сила влияет на колеса с наибольшей угловой жесткостью. Существует риск потери сцепления с дорогой, снос или занос машины (в зависимости от того, на какое колесо припадает максимальная нагрузка, переднее или заднее). Решается проблема установкой стабилизаторов поперечной устойчивости. При этом учитывайте правильное соотношение, иначе управлять автомобилем будет непросто.

    Выполняя тюнинг ходовой, покупайте только надежные детали, сертифицированную продукцию известных брендов. Помните о балансе комфорта и управляемости. Не стоит делать модернизацию самостоятельно, если вы не совсем понимаете, к чему это может привести. Пусть работают специалисты.